Расследование R16.RU: Четверть АГЗС в Челнах эксплуатируются без лицензии

0
Фото:  
Скопироватьhttps://r16.ru/p/3546

АГЗС без лицензии представляют потенциальную опасность — в случае взрыва цистерны, находящейся на АГЗС, может образоваться воронка глубиной с пятиэтажный дом и шириной с половину футбольного поля.

В начале апреля приволжское управление Ростехнадзора приостановило эксплуатацию АГЗС, расположенной по адресу Автозаводский проспект, 64, которая принадлежала «Камагазсервису». Надзорное ведомство установило, что эксплуатация велась без соответствующих документов.


На директора предприятия было возбуждено уголовное дело по статье 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Когда-то лицензия у предприятия была, но собственник решил не переоформлять дорогостоящий документ.


Такая же участь постигла и АГЗС, принадлежащую ООО «Рубин», расположенную на Машиностроительной улице, рядом с заводом двигателей.


После того, как в Челнах была закрыта первая газовая заправочная станция, не дожидаясь проверок, решили прекратить деятельность ещё две заправки: обе они находились рядом с АЗС «Наиком». Одна из них была расположена на Казанском проспекте, вторая на Вахитовском кольце. Правда, после закрытия, через некоторое время, последняя АГЗС вновь начала работать. Уже под другим юрлицом: ООО «СМТ Премиум». Оно было зарегистрировано в Альметьевске только в феврале 2018 года. Во время закупки 30 мая, там нам удалось приобрести газ.

После увеличения цен на бензин, резко вырос спрос автолюбителей на газобаллонное оборудование. Владельцы автомобилей всё чаще стали переводить свои автомобили на газ. Данный вид топлива, как минимум в два раза дешевле даже марки АИ-92.


В СМИ неоднократно появлялись сообщения о запрете деятельности АГЗС в Набережных Челнах в связи с многочисленными нарушениями. Они представляли опасность для граждан. Редакция решила провести проверку всех АГЗС в Набережных Челнах. Результатом расследования стал шокировавший даже нас материал.

В Челнах сейчас работают 48 АГЗС, 16 не имеют лицензии

В Набережных Челнах, по данным сервиса 2Gis, в данный момент работает 48 АГЗС. 16 из них не имеют лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов первого, второго и третьего классов опасности. Обычно именно данный документ выдаётся всем АГЗС, есть исключения, но они скорее подчёркивают правило. Таким образом, более четверти газозаправочных станций в Челнах могут эксплуатироваться с нарушением закона.


С начала подготовки материала, три из 17 АГЗС были закрыты, ещё две сменили юрлицо, одна легализовала свою деятельность.


Чем грозит взрыв пропана на заправке, какой мощности он может произойти и почему лицензирование деятельности это важно, в материале R16.RU.

В апреле мы сделали контрольные закупки на всех АГЗС города. После мониторинга на сайте Ростехнадзора всех 48 газозаправочных станций, были выявлены те, которые не имеют лицензии. 21 мая в адрес руководителя Приволжского управления Ростехнадзора Бориса Петрова был направлен редакционный запрос. На данный момент ответ на него не получен. 30 мая мы произвели повторные контрольные закупки в 13 из 14 АГЗС, которые попали в поле нашего зрения, ввиду отсутствия лицензии. На одной из АГЗС, оказалось отключено электричество, но она также функционировала. Кстати, именно эта АГЗС оказалась одной из самых опасных с визуальной точки зрения — на заправке свисали провода, порывы ветра могли с лёгкостью их порвать. Но обо всём по порядку. Впоследствии из 17 АГЗС, в нашем списке осталось 12. Так как надзорное ведомство никак не отреагировало на запрос R16.RU, нам остаётся только предполагать насколько законно работают данные объекты.

Методика исследования

Группа первая. АГЗС, которые не дожили до второй проверки R16.RU

Один из представителей отрасли рассказал, что оформление лицензии на одну АГЗС, обходится владельцу 1-1,5 млн рублей. Больше всего в этом перечне стоит проект для газовой заправки — 600 000 рублей. Необходимо обучить начальника АГЗС, слесаря, главного инженера. Ежемесячно надо оплачивать аварийно-спасательным службам около 10 000 рублей, с ними должен быть заключён договор. Ежегодно необходимо страховать объект на это уходит ещё около 9 000 рублей. Дороже всего обходится проект и обучение сотрудников.


Учитывая, что АГЗС в городе меньше не становится, нести такие затраты не все заправочные комплексы в состоянии.

Как в наш рейтинг попал «Газпром»? И почему у него всё в порядке

Попали в наш первоначальный рейтинг и три АГЗС «Газпрома». Мы не поверили, что подобная крупная организация может пренебречь лицензированием заправочных станций.


Сначала нам пришла в голову мысль, что юрлицо может позиционировать себя, как заправки «Газпрома», а сама являться иным контрагентом, но исследование данных системы «Контур.Фокус» опровергли нашу гипотезу.


Поэтому мы ещё раз внимательно изучили документацию Ростехнадзора. Оказалось, что ООО «Газпром сжиженный газ» лицензия на эксплуатацию АГЗС выдавалась ещё в 2009 году, когда многие адреса заправочных комплексов не совпадали с нынешними данными кадастровой карты. Поэтому три заправочных комплекса, нам сразу идентифицировать не удалось.


Таким образом, одна из АГЗС «Газпрома» обозначена на кадастровой карте по адресу: Трубный проезд, 7. Соответствующая лицензия на данный адрес выдана в промкомзоне «Камаза», на автодороге №6. Вторая станция по кадастровой карте имеет адрес: улица Абдуллы Алиша, 6а/1, а в лицензии указан: Тукаевский район, деревня Большая Шильна, район земли ОАО «Камаз». В 2009 году земли, на которых стоит заправка, ещё принадлежали району. Третья заправка, по лицензии оказалась на Автодороге №1, а по кадастровой карте на Промышленной, 135.


Изменения в наименования магистралей в Челнах были приняты после 2009 года, соответственно на момент получения лицензии, были указаны актуальные адреса. Поэтому, мы не рассматриваем АГЗС «Газпрома» среди нарушителей законодательства.

Группа вторая: IV класс опасности вместо III

Среди АГЗС, оказались, как минимум две, которые эксплуатируются без лицензии, которая требуется в рамках III класса опасности. Им нет необходимости получать документ, так как они зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов, то есть функционируют, как объекты IV, более низкого, класса опасности.


Ключевое различие между III и IV классом опасности: рабочее давление цистерн, в котором находится газ. Если данный показатель меньше 1,6 Мпа, то объект можно отнести к IV классу опасности, но тогда в неё можно будет закачать меньше пропана, что скажется на себестоимости продукта. Также владельцам объектов IV класса опасности необходимо подготовить план ликвидации аварий. Документ может проверить госпожнадзор.


Один из собеседников R16.RU, на условиях анонимности рассказал, что на практике часто владельцы АГЗС теряли паспорта сосуда, затем обращались на завод изготовитель для его восстановления, но уже с другими техническими характеристиками. Собственники просили указывать давление ниже реального, чтобы получить IV класс опасности и не продлевать или не получать лицензию. Объекты III класса опасности обязаны проверять раз в три года, объекты же IV класса только по заявлениям граждан, либо после происшествия. Таким образом, владельцы избегают обязательных проверок раз в три года. Фактически же эксплуатироваться может цистерна, давление в которой превышает 1,6 Мпа, особенно в летний период.


Без проверок, АГЗС начинают пренебрегать условиями промышленной безопасности, что может повлечь за собой последствия, вплоть до взрыва.


Представитель союза автогазозаправочных станций Татарстана Фанис Набиуллин рассказал R16.ru, что когда делаются серьёзные послабления, то бизнес расхолаживается. «Я иногда бываю на разных заправках, по республике езжу. Где-то в дальних районах выходит не в форме, от кого-то запах спиртного бывает. Это не очень хорошо», — отмечает представитель союза.

В Ростехнадзоре не хватает рук, чтобы надзирать и за АГЗС IV класса опасности. На упреждение наша система не работает. У меня предложение создать какую-то общественную структуру. Не знаю насколько на это готовы. Очень много приходится полагаться на общественные движение и общественные союзы. Они наводят на рынке порядок. В российском масштабе IV класс опасности вылился в попустительство. Мы все, кто давно этим занимается, все в III категории остались.

Фанис Набиуллин, представитель союза автогазозаправочных станций Татарстана

По словам Набиуллина, на получение лицензии может уйти много времени. «У нас даже ребята, когда обновляли документ, я знаю, что чуть ли не по полгода ездили, чтобы пройти все процедуры», — отмечает он.


Набиуллин не сторонник жёсткого регулирования, но отмечает, что у послаблений должны быть границы.

Представитель союза знает, что когда IV категория — всё лишнее отлетает, и они составляют огромную конкуренцию. В Набережных Челнах нашлись компании, которые начали демпинговать по ценам. Рынок очень сложный по ценовой политике, если честно и законно всё выполнять, со всеми уровнями безопасности, то это довольно дорогой бизнес, в плане эксплуатации. Если упрощать контроль, упрощать надзор — бизнес становится дешевле, но опаснее.

Если не подпадают под III класс опасности, то всё превращается в «шарашкину контору». Увольняется оператор, они берут человека с улицы, подходит и ладно. То, что человек не представляет с чем он работает, никого не волнует, берут кого попало, Ростехнадзор проверить их не может, они не подконтрольны. Мы надеяться на совесть наших бизнесменов не можем. Когда всё нарушается, то идёт авральная борьба, не очень хорошая.

Фанис Набиуллин, представитель союза автогазозаправочных станций Татарстана

Директор ООО «ФарМ» Марат Хикматуллин поддерживает своего коллегу. По его словам, АГЗС работают на одном и том же оборудовании, но подпадают под разные классы опасности.


«У кого IV класс — у них намного меньше требований. У них нет лицензирования. У нас неравные условия по ведению бизнеса получаются. Я думаю, что или надо всех перевести в IV класс опасности, или всех оставить в III», — отмечает Хикматуллин.

С точки зрения безопасности лучше в III класс опасности. У нас опасное производство: сжиженный газ с большим давлением. Если мы останемся в III классе опасности, то будет лучше. Лицензия сейчас бессрочная, чрезмерное регулирование есть, но оно не даёт расслабляться.

Марат Хикматуллин, директор ООО «ФарМ»

Безусловно выгоднее получить на АГЗС IV класс опасности, который позволяет не получать лицензию на эксплуатацию опасных объектов. Как правило, такие АГЗС имеют III класс опасности, а по документам IV, и они выпадают из «поля зрения» Ростехнадзора. Ведомство такие заправки не проверяет, по документам давление в емкостях этих заправок не превышает 1,6 МПа, а на самом деле оно в них намного выше. Специалисты утверждают, что проверить реальное давление в цистернах довольно сложно, если на них стоят «подкрученные» датчики, которые занижают показатели в емкостях — для этого надо заказывать экспертизу.

Группа третья. Красная: Лицензии на III класс нет совсем

Данные АГЗС могут иметь IV класс опасности и не иметь лицензии. Данных сведений в открытом реестре не существует, а Ростехнадзор на запрос R16.RU не ответил.

Дисклеймер

В данную группу попали как небольшие заправочные станции, которые находятся в неизвестных большинству местах, так и довольно большие станции, расположенные на крупных АГЗС. Имеют ли они к ним отношения — вопрос открытый, так как юрлица в чеках указаны чаще всего иные.


Мы не можем утверждать, пренебрегают ли условиями промбезопасности на двух АГЗС «Альфа-Сервис», у которых, как нам стало известно, оказались документы на IV класс опасности, но то, что и эти объекты должны быть под пристальным вниманием, убеждены.

На двух АЗС «Ирбис», на Казанском проспекте, 256 и Металлургической улице 33а, которые совсем недавно появились в Челнах, пропан разливает по чекам ИП Семенова. Ни одной лицензии у физлица не имеется. Ранее на этих заправках пропан реализовывался под ООО «Ирбис». Почему «отстранилось» ООО от этих АГЗС непонятно, но чеки, как и прежде, выбиваются в кассах АЗС «Ирбис».


АГЗС ООО «Газнефтьторг» на улице Магистральная 1/1, строение 2 и АГЗС ИП Быкова на улице Техническая, 18а также работают без лицензий.


Наибольшее впечатление ещё в апреле на нас произвели заправочные комплексы, принадлежащие ООО «Черри» и предприятию ООО «Газнефтьторг». Первая расположена рядом с Орловским кольцом на улице Машиностроительная, 7/2 и туда просто страшно заезжать. Со всех сторон свисают различные провода, оборудование не первой свежести. Такое ощущение, что АГЗС и вовсе не функционирует, но нет: через какое-то время к нам подходит молодой парень, берёт сто рублей и уходит в комнату для включения станции. Через минуты две он возвращается и говорит, что электричества на АГЗС сейчас нет.

Вторая заправка находится на выезде из Челнов в сторону Старых Ерыклов по адресу Магистральная, 1/1 ст. 2. Добраться до АГЗС непросто, но это только полбеды.


Оборудование, явно не первой свежести также вызывает вопросы: когда его проверяли. Подтёки ржавчины на бочке говорят сами за себя. Рядом с АГЗС живёт много собак. Также на данной станции нам выдали вместо кассового чека, товарную накладную, расписанную от руки, что сейчас тоже является нарушением законодательства.

Исключение, пожалуй, мог бы составить единый налог на вменённый доход (ЕНВД), но список видов деятельности организации говорит, что она на территории Татарстана данный вид налога платить не может. Соответственно организация обязана использовать онлайн-кассу и выдавать кассовые чеки.

Уже упомянутая нами «СМТ Премиум», которая работает рядом с АЗС «Наиком» функционирует также без лицензии и зарегистрирована была лишь в феврале 2018 года и если данные на публичной кадастровой карте верны, то расположена на землях, выделенных для размещения открытого склада, то есть вовсе не предназначенных для размещения АГЗС.

Группа четвёртая. Малочисленная: лицензии на АГЗС есть, но на других заправках

В эту группу попали лишь заправки, которые сейчас работают под юрлицом «Таиф НК». Ранее они принадлежали «Татнефтепродукту», лицензии же по данному ИНН выдавались ещё «Автодорстрою» в 2009 и 2010 годах. Но на заправки по адресам: проспект Набережночелнинский д. 21а и улица Машиностроительная 63/2 их нет. Возможно, их эксплуатируют под IV классом опасности, но никаких документов в открытых источниках мы не нашли.

Группа пятая. Исправились.

Одна из АГЗС, которую мы первоначально включили в свой список, в мае исправилась. Первоначально на заправке по адресу: Мензелинский тракт 38/1, пропан реализовывался под юрлицом ООО «Полёт». Второй раз, 30 мая, нам выдали чек уже от ООО «Автотехгаз». Лицензия была выдана предприятию в феврале 2017 года, но установить доподлинно в какой период был получен документ, именно по данному адресу не представляется возможным. В любом случае, стоит отметить предприятие, которое смогло легализовать свою деятельность без предписаний свыше.

Казалось, при чём тут взорвавшийся баллон на зяби

В ночь с первого на второе марта в Челнах произошёл взрыв. В 19 комплексе, который находится напротив места происшествия, люди были крайне взволнованны. Жители в соцсетях тогда начали живо комментировать происходящее: один рассказал, что у него разбились стёкла балконной рамы, у второго дрожали стены.


Впоследствии стало понятно, что в одной из Газелей, стоящей в автомастерской на рынке напротив, взорвался не поверенный газовый баллон.


Только по счастливой случайности пострадал, но не серьёзно один человек. Взрывная волна вызвала пожар, и впоследствии пострадали пять Газелей. Причиной ЧП стало газовое оборудование, при том, что АГЗС по технике безопасности ни в коем случае не должны заправлять неисправные автомобили.

Если такой небольшой по объёму резервуар вызывает последствия то, что может произойти в случае взрыва баллона, находящегося на АГЗС.


Чаще всего на АГЗС используются баллоны, в которые помещается около 19 000 литров пропана. В случае взрыва полного баллона, его мощность в тротиловом эквиваленте составит около 1 000 кг. Для понимания последствий, стоит отметить, что ширина воронки составит в таком случае 40 метров: это половина футбольного поля, а глубина около 10 метров — примерно пятиэтажный жилой дом.


Здесь мы даже не говорим о мощности взрывной волны, которая, естественно, пойдёт гораздо дальше.

В Челнах уже осуждались за эксплуатацию АГЗС без лицензии

Как нам удалось выяснить, в Набережных Челнах уже осуждались лица, которые эксплуатировали АГЗС без лицензии. Оказалось, что два бизнесмена создали в городе сеть заправок, состоящую из восьми объектов. Станции эксплуатировались без каких-либо разрешительных документов достаточно длительное время.


Почему специалисты Ростехнадзора отреагировали на откровенное пренебрежение законом не очень быстро — вопрос открытый. Всё-таки предпринимателям удалось развернуть сеть из восьми АГЗС, что в один день сделать затруднительно.



Примечательной здесь смотрится история, произошедшая с чиновником Ростехнадзора из Санкт-Петербурга. В середине мая в северной столице России по обвинению в мошенничестве был задержан глава регионального управления Ростехнадзора Григорий Слабиков. У него нашли пачки купюр на общую сумму 700 млн рублей. Также у главы обнаружилась коллекция из 40 дорогостоящих часов и драгоценности, вес которых измеряли в килограммах.

В официальных декларациях чиновника, он заработал за год 1,5 млн рублей, его жена 2,5 млн рублей. Учитывая весьма скромный заработок Слабикова: 125 000 рублей в месяц, он никак не мог позволить себе такой роскошный образ жизни, тем более чиновником он является давно.


Мы никого не обвиняем, но если проводить параллели: уж не припрятана ли у одного из чиновников Ростехнадзора по Татарстану подобная коллекция часов?

Итоги. Как минимум 12 АГЗС эксплуатировались без лицензии

Таким образом, по данным нашего расследования, как минимум 12 АГЗС из 48 в Набережных Челнах эксплуатировались без лицензии. Возможно, что среди них есть и те, кто обладает IV классом опасности, но по ряду объектов, даже если есть нормативные документы, всё равно возникают вопросы.


Некоторые заправки выглядят просто опасно, поэтому проверять их деятельность необходимо. Также, возможно, поможет в безопасной их эксплуатации появление реестра объектов IV класса опасности — взрыв баллона с пропаном, что при 1,6 Мпа, что при 1,57 Мпа принесёт довольно серьёзные разрушения, а значит, граждане должны знать, чьими услугами они пользуются.


Что это? Чья-то халатность или коррупция, которая ежедневно рискует обернуться чрезвычайным происшествием в Набережных Челнах, которая с большой долей вероятности может повлечь и человеческие жертвы — вопрос открытый.

Мы готовы дать высказаться всем сторонам, затронутым в данном материале, в том числе Ростехнадзору.

P.S.

Сегодня Набережночелнинский горсуд приостановил эксплуатацию ещё одной АГЗС по адресу: улица Магистральная 1/1, строение 2. Именно на этой газозаправочной станции нам выдали 30 мая товарный чек, что также является нарушением законодательства.

Скопироватьhttps://r16.ru/p/3546

Загрузка комментариев

НАШЛИ ОШИБКУ?

Нашли ошибку в тексте — выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl+enter.

Мобильные приложения
GooglePlatAppStore
Мы в социальных сетях:
Для функционирования сайта используются файлы cookies. Оставаясь на сайте вы соглашаетесь с использование этой технологии

undefined