Вторая вспышка волнения родителей, резко проявившая себя, как ослепляющее солнечное пятно после выступления пресс-секретаря Президента России Дмитрия Пескова, вдруг дала, пусть не такой яркий, но все-таки отблеск. Воды в остывающее масло подлил полномочный представитель Президента России в Приволжском Федеральном округе Михаил Бабич, который воодушевил родителей тем, что специально для Татарстана разрабатываются рекомендации и методички, по которым школам придется работать в ближайшие годы.

К сожалению, в ряде регионов очень произвольно толковались нормы языкового законодательства, и теперь зачастую нарушаются права граждан как в части возможности изучения русского языка, так и давления на родителей и законных представителей детей по изучению национальных языков на обязательной основе. В этой связи Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным были даны соответствующие поручения, и мы приступили к их реализации. Сегодня в Приволжском федеральном округе поручения главы государства выполнены во всех регионах, в том числе и в Республике Татарстан. Во всех республиках изменены учебные планы и доведены до образовательных учреждений. Количество часов русского языка доведено до установленного рекомендуемых Министерством образования Российской Федерации. И во всех регионах округа и уже завершена работа с родительским сообществом по выбору детьми или их законными представителями родного языка. Эта работа будет продолжена
Что там за «рекомендации» и как они будут внедряться в жизнь наших с вами детей? Давайте попробуем разобраться.
Надо понимать, что такие новые предметы, как «Риторика», «Наследие Татарстана» и прочие так называемые «краеведения» введены в программу временно, потому как они в электронных дневниках школяров то появляются, то так же необъяснимо исчезают. С татарскими языком и литературой происходит то же самое. Так как же должны работать школы при непосредственном участии родителей (законных представителей) на самом деле?
Давайте попробуем разобраться.
Директора школ, в большинстве своем, чувствуя свою силу и безнаказанность (а некоторые, наоборот, от беспомощности — «по приказу» сверху) начали созывать родительские собрания. Сначала общие — по линейкам классов (типа, сегодня все шестые, завтра все седьмые), наломав, таким образом, дров. Во время обсуждения судьбы преподавания татарского, в актовых залах между родителями происходили стычки, перепалки, в некоторых случаях, доходившие до рукоприкладства. Тогда, проведя дома работу над ошибками, руководители СОШ начали собирать родителей по классам отдельно. На одном из таких собраний я имел честь побывать, в той самой девятой школе Набережных Челнов, с которой все завертелось. Тамошняя директриса Эльвира Крупнова, которая четко знает на какие вопросы она может ответить, а на какие не может, обязала классных руководителей собрать заявления на преподавание татарского языка по заранее созданному и распечатанному шаблону. Тем самым, ко всем возможным административным и уголовным статьям, госпожа Крупнова, как и многие ее коллеги по цеху, покусилась на самое святое в России — на нарушение Конституции Российской Федерации.
Цитата из статьи 26 Конституции РФ:
1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Получается, что, во-первых, — законность организации таких мероприятий, где директора школ выясняли национальную принадлежность родителей и их чад, мягко говоря, сомнительна с точки зрения Закона; во-вторых, — родители, которые выбрали родным языком русский, совершили техническую ошибку, и по ФГОС никто из них вместо двух часов татарского, еще два часа русского не получит; в-третьих, те, кто не писал никаких заявлений по «родному языку» автоматически отказались от татарского, так как их «принуждать», судя по Конституции России в указании национальности, в выборе языка и его изучения никто не имеет права. Правильнее всех, получается, поступили «молчуны», ничего не написавшие. Другое дело, ходят ли их дети сейчас на уроки «родного языка» или нет, и хотят ли они на самом деле учить татарский и литературу — вопрос, в котором опять придется разбираться прокуратуре.
Итак, на что обратили наше внимание юристы.
Большинство школ наотрез отказывают папам и мамам в первом и втором учебных планах, так как там нет «национального компонента». Это не так. Школа, если ее устав прямо не говорит, что это татарская (чувашская, русская, мокшанская и т.д.) гимназия, вполне может вести преподавание и без принудительных «родных языков», куда теперь попал и татарский язык. Кстати, что такое национальный язык и государственный язык республики еще требуется выяснить. Пока ясно только одно, что у Татарстана есть возможность, бюджет, административный ресурс для сохранения и популяризации татарского языка в пределах своей административной единицы.
Директора вводят в заблуждение законных опекунов в том, что только руководители СОШ имеют право выбирать учебный план. И это не так. Прокуратура Башкирии уже однозначно заявила, что мнение родителей обязательно должно быть учтено, либо директор отчитывается почему отказывает родителям в их желании учить детей, по первому или второму учебному плану. А, как выяснилось, теоретически, в школе могут быть все пять учебных планов плюс индивидуальные, если папы и мамы готовы будут платить за «индивидуалку».
Сейчас же, чтобы русскоязычные детишки и подростки, после увеличения часов русского, ходят на причудливые предметы типа «Наследия Татарстана», причем не только в Нижнекамске, но и в Казани, а иначе, получится, что дети, изучающие родной язык будут ущемлены в своих правах по сравнению со своими русскоязычными однокашниками.
Теперь посмотрим, как на самом деле должны происходить по закону отношения между руководителями СОШ и законными представителями учащихся, ведь они в раной степени несут ответственность за воспитание будущего поколения.
Если грубо сравнить, то кризис отношений между родителями и директорами выглядит как у покупателя с продавцом, у которого уже в десятый раз не оказалось сдачи, и в который раз не может сказать, почему в кассе постоянно отсутствует сдача. Это уже нонсенс, конечно. Так и здесь руководители среднеобразовательных учреждений, когда говорят родителям, что в школе может быть всего лишь один учебный план, откровенно лукавят.
Вот как прокомментировал ситуацию один из юристов, пожелавший остаться неизвестным:
«Я считаю, что нужно делать так: 1. Там где набирается хотя бы один класс желающих изучать татарский — нужно переформировать классы. В этом нет ничего националистического (часто такое слышу — мол нас делят на русских и татар). Раньше все классы делились по принципу русский в русский класс, татарин или от смешанного брака — в татарский. Сейчас просто деление уже должно быть не по национальному признаку, а по желанию изучать родной язык. Один класс с изучением родного языка (татарского), например, второй класс без. Одному классу тогда ставят третий или четвертый вариант, а второму — первый или второй. 2. Там, где в параллели мало учеников, отказавшихся от изучения татарского или давших согласие на изучение татарского можно сформировать отдельную группу на индивидуальный учебный план. Либо комбинированный. По ФГОС в школе одновременно может быть несколько вариантов учебных планов и несколько форм обучения. По второму учебному плану родной язык можно ставить как в вариативную часть (в расписание), так и факультативно. Это решают родители и педагоги вместе. Согласно законодательству образовательная организация сама составляет учебный план на школу. Но должно быть учтено мнение родителей. Делает это следующим образом: в школах должен быть либо школьный совет, либо общешкольный родительский комитет. Именно они представляют интересы учащихся. Собирается совещание, результаты которого выкладывают в протокол. Протокол публикуется на сайте школы. Далее проводится педсовет, который с учетом протокола Родительского комитета или школьного совета и составляет учебный план. Учитывается мнение родителей и возможности школы. Может быть составлено несколько Учебных планов на выбор. Протокол Педсовета также выкладывается на сайте школы. По Протоколу Педсовета уже окончательно формируют УП для каждого класса и подписывается директором. Учебные планы вводятся в действие директором — в виде приказа. Но надо понимать, что возможности школы — не равно желание директора. Есть Законодательные акты по каждому случаю. И в случае, если ребенок отказывается от изучения родного языка, то директор обязан предоставить ему такую возможность. Это опять же из Закона «Об образовании», где за каждым ребенком закреплено право на бесплатное и доступное образование».
Таким образом, если директора не хотят идти на уступки, то, возможно, они поступают по следующим мотивам: националистическим, экономическим или это просто банальная лень (нужное подчеркнуть). А родителям, которые написали заявления на «родной русский» можем посоветовать их лишь отозвать по установленной форме и завизировать их у секретаря школы.
Когда и какие следующие изменения ждать нам в школах, будет ясно уже после решения в Кремле. А пока стоит запастись терпением еще немного.
P.S. В школе №150 директор Ольга Щербинина просто выгоняет детей из школы на время проведения татарского. Мы же родителям, которые сталкиваются с подобной проблемой посоветуем одно: как только такой случай имеет место быть, сразу же звоните в полицию и до кучи дежурному прокурору города. Такие инциденты, желательно, фиксировать сразу, чтобы таким директорам не повадно было.
Загрузка комментариев